+375 (29) 116-15-16 БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Верховный Суд разъяснил экономическим судам, как применять на практике пункт 4 статьи 33 НК РБ.

Предыстория… 

С вступлением в силу  с 1 января 2019 года новой редакции Налогового Кодекса, в нём появилась статья 33, которая, пожалуй, хуже, чем  Указ 488 о лжепредпринимательстве (в настоящее время отменен).

Пункт 4  этой статьи 33 фактически дает право контролирующим органам трактовать ту или иную хозяйственную операцию субъектов хозяйствования, как операцию, совершенную с основной целью — неуплаты (неполной уплаты) налога.

Например, самое простое и обычное: организация продала активы — основные средства б/у ниже остаточной стоимости или товары ниже цены приобретения. Согласно статье 33 пункту 4 налоговый инспектор вправе засомневаться в этой сделке и  может квалифицировать такую операцию, как умышленное занижение выручки и «недополучение прибыли». Не важно даже кому проданы активы — взаимозависимому лицу или  просто сторонней организации.

Или когда продажа товаров происходит транзитом (причем, также не в берем отношения между взаимозависимыми лицами). Просто есть продавец-посредник-покупатель. Посредник не нанимает транспорт, а у себя документально приходует и реализует товар конечному покупателю, имея свой процент.

И так далее…

Самое ужасное в этом, что контролирующим органам дано право при таких «подозрительных» обстоятельствах признать, что цель хозяйственной операции — уклонение от уплаты налогов и на этом основании корректировать налоговую базу, доначислять налоги и штрафы за неуплату налогов.  Обжаловать же решения контролирующих органов плательщики могут в суде.

Еще «сюрприз» прописан в Законе Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З, которым была введена новая редакция НК.

В статье 4 пункта 15 Закона прописано «15. Пункты 4 и 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 года, распространяют свое действие на проводимые на момент вступления в силу настоящего Закона камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты».  Поскольку срок проверок ограничен 5-ю предшествующими годами, то это означает обратную силу закона на 5 лет назад.

Например, если проверку назначат в 2019 году за 2015-2019 годы, то операции, которые совершались в 2015-2018 годы ИМНС тоже будет рассматривать с точки зрения деловой цели и, если что, — доначислить налоги и штрафы.